Спектакль "Сторож" с участием М.Трухина
(прислала Pozzo 15 октября 2001)
Призрачно-прозрачный мир бутусовского театра позволил зайти на туманный огонек реквизитного фонарика в театр на Литейном на целых два вечера в конце сентября.
Зрителей, как принято, пригласили присесть поближе к авансцене, уставленной тазами с водой и декорированной трубами, уходящими куда-то под свод дырявого купола.
Спектакль начался еще до того, как на сцену вышли актеры.
Так задумано, что прежде чем Вы обоснуетесь на не очень удобных креслах, Вам еще придется решить, где же оно, именно Ваше сидение, да и, решая этот ребус, можно оказаться совсем рядом с популярными персонами, которые иногда очень расположены подглядеть за своими коллегами, забавляющимися и забавляющими по-бутусовски.
Вот и на этот раз, рядом - рукой дотянуться можно - оказался господин Половцев (он же Георгич). Сначала показалось, что пришел друга - Михаила Трухина (Слава Волков в УРФ) поддержать, но потом, все окружающие поняли, что и выступить тоже.
Постижение спектакля началось, и было просто невозможно оторваться от действия. Казалось, что ну никак нельзя упустить какую-нибудь деталь, мелочь, которая в конце концов окажется ключом к шифру постановки.
Герои, как всегда у Бутусова, люди странные, два брата - герои Михаила Трухина и Сергея Мосьпана, два кривых зеркала, в которые пристально вглядывается главный герой, собственно Сторож, обладатель сразу двух имен (так на всякий случай), гениального дара альфонсизма, путешествующий в город-выдумку.
Традиции были соблюдены - было очень смешно, непостижимо смешно, дико смешно...и печально. Герой Трухина, романтический сумасшедший, к Фрейду не ходи, осколок с судна человеческой печали и боли, но ребрышком окунувшийся в радугу человеколюбия, как и его брат, герой Мосьпана, - шли навстречу друг другу очень трудным путем, как, порой, идем и все мы. Нам нужен НЕКТО, что высказать ему нашу главную боль - ЛЮБОВЬ, пусть даже он окажется бродягой, со склочным характером и диким талантом отравить жизнь своим благодетелям. Только благодаря ему, мы пытаемся получить возможность вернуть себе близких людей, вернуть самих себя, вернуться к уже давно найденному смыслу жизни.
Такой Сторож на рынке человеческих ценностей давно все уже поменял, купил и продал - пожертвовав чувством собственного достоинства (по принципу - "лучше быть сытым, чем свободным"), он получил вожделенный покой пребывания среди хороших людей в Роли Равного Им Человека. Все это может показаться слишком сложным, если бы не было столь понятным: "Все, что нам нужно - это любовь" и спектакль "Сторож", делает нас счастливыми, подтверждая эту сверхистину.
Братья - обрели друг друга, бродяга - дом, все трое - отгородились от одиночества и страха. И подспудно понимая это, выходя из старого дома с потекшей крышей, и обсуждая какие-то очень внешние детали, мы мысленно ссылаемся на символы - подсказки: гипсового Будду, капающую воду, красные шнурки -и на столь любимые клоунаду - затемнение, фонарик, манеру вовлекать зрителя в действо - , брошенный в лицо музыкальный крик ( Чайковский, а почему бы нет), чтобы осознать, что поняли, что -то очень важное и познакомились с кем-то очень похожим на нас. И самое главное, будто пошарив по карманам, поняли, что она все еще на месте - эта странная штука - Любовь.
Представление состоялось -, и Фурман, бесподобный гений играть самого себя, и Трухин, роняющий тени Войцека и Диди ( экс-роли в спектаклях Ленсовета у Бутусова) и Мосьпан, одетый в роль, как в невесомый плащ - сыграли очередную историю из Вашей жизни.
А внешне?! Внешне было так - все дико смеялись (оставаться равнодушным просто абсурдно), господин Половцев добавил колорита, сбивая с толку и зрителей, и актеров, детской непосредственностью смеха невпопад.
Все с удовольствием играли в игру, когда она была простой и с цветными картинками, и, не отдавая себе отчета, тонули в омуте монохромной философии.
После - барышни дарили цветы, актеры кланялись и целовали им руки, иллюзия звездной доступности кого-то еще забавляла, люди выходили как будто разные, но с поразительно с одинаковыми лицами, обращаясь к друг другу по привычке с неуместной, но такой ожидаемой фразой: "ну как, понравилось?". Выходили нехотя, не спеша расстаться с историей из настоящей жизни, пусть и нарисованной, но так талантливо..., можно только сказать Спасибо...