Мент Нилов едва не умер от белой горячки
"Собеседник-onine". 2000. 2 июня.
"Пить надо до, после и во время работы. Только не вместо"
- С чего все началось? Вы потеряли сознание?
- Я вообще в сознании редко бываю (шутка).
- Как чувствуете себя после того, что произошло?
- Съездил на гастроли в Свердловск, отбомбил там несколько концертов и вернулся обратно.
- И никаких последствий?
- Последствия есть, но это очень личное.
- Тогда сменим тему... Объясните: вас что, совсем купило ОРТ?
- Мое основное место работы - "Улицы разбитых фонарей" и ТНТ. Кроме этого, у меня нет никаких контрактов, работа на ОРТ закончилась тем годом. Сейчас я на вольных хлебах. Естественно, остались какие-то знакомства и связи из "Убойной силы". Но не более
- Проблемы при переходе в параллельный сериал были?
- Я просто предупредил продюсера, что в свободные от основной работы дни буду сниматься в "Убойной силе". Главного героя там играет актер Костя Хабенский... А я вспомогательный герой, как и остальные "менты". Просто появляются люди из соседнего отделения, где-то в чем-то помогают... Потом мы с Костей сошлись плотнее - в какой-то серии уже по сценарию били друг другу рожу. Не буду рассказывать сюжета. Я его, кстати, не очень и помню, мне просто выдавали сцены и вкратце объясняли, что происходит.
- Похоже, этот сериал вам не так близок. "Улицы..." роднее...
- В "Улицах..." я уже 3 года и прекрасно знаю съемочную группу. За всех переживаю. К примеру, наш лидер Юрий Александрович Кузнецов. Это наш "папа". У него 70 главных ролей, не считая эпизодов. Он необыкновенно скромный человек и сейчас по жизни находится в очень сложных условиях для своих 50 лет. Не требует денег, благ, все переживает в себе, и очень жаль, что все так с ним происходит.
- Что происходит?
- У него нет своего жилья - снимает квартиру, дачу. А у него жена, маленькая дочка. Он потратил всю жизнь на работу, творчество, не заботясь об остальном. Вероятно, кто-то чего-то не понял... Это обидно. Мне звонила его жена Ира, мы беседовали полчаса. Им очень тяжело.
- Он выпивает?
- Если бы он выпивал в том смысле, который вы имеете в виду, он бы не работал. А выпивают у нас все.
- Это особенность вашей "ментовской" компании?
- Это особенность актерской профессии. Нужно снимать стрессы. И если Юрию Александровичу добавляют стрессов...
- Вот вам лично это помогает избавляться от стрессов?
- Мне лично - да. Я все время таким образом от них избавляюсь.
- Работе это не мешает иногда?
- Есть хорошее правило, всегда его повторяю. Когда работал в Минске, научили так: пить можно до работы, после и даже во время, но не вместо. Если бы выпивка мешала, она была бы прекращена.
- А из-за чего стрессы?
- Ничего не успеваю, год не могу сделать ремонт, прихожу домой и все время натыкаюсь на шмотки, разобранные шкафы... На работе тоже хватает нервотрепки. Вечером звонят и говорят: "Завтра с утра озвучание". А у меня весь день на личные дела расписан. Приходится звонить людям, переносить встречи. Вот вам - повезло.
Когда авторитет дарил золотой перстень, хотел отказаться. Но вовремя понял - лучше взять
- Многие уверены, что у "ментов" в жизни такие же отношения, как в фильме.
- Такие же, с той лишь разницей, что мы не менты. Самые тесные отношения у меня с Сережей Селиным, мы рядом живем, вместе ездим на съемки и обратно. Что за кадром, то и в кадре - взаимоподдержка, взаимовыручка. Ни одной серьезной ссоры между нами не было. Можем на 12-м часу съемок сорваться, наорать друг на друга, а потом разойтись, тут же забыв об этом.
Однажды мне было нужно быстро прописаться, перевести телефон на себя. На все про все оставалось буквально 2-3 часа. Я позвонил Сереже и сказал: "Одной своей рожей не справлюсь. Пойдем двумя рожами". Люди это оценили и пошли нам навстречу.
- Зато многого могут не понять на ТВ. Говорят, продолжения "Ментов" может и не быть?
- Может, будет, может, нет. Я не знаю. Мы выслушиваем предложения. Сейчас ничего конкретного сказать нельзя. У нас второй месяц идет пауза, но никто не дергается.
- И у Кузнецова нет работы?
- У Юрия Александровича, тьфу-тьфу-тьфу, будет работа. Я уверен.
- Эта пауза вас лично не тяготит?
- Абсолютно не тяготит. Я отдыхаю, занимаюсь делами, езжу с творческими встречами по стране. Предложений немерено, а времени нет.
- Скучаете хоть без родного сериала?
- У меня иногда закрадывается мысль, что пора бы уже вовремя остановиться. Если дальше жевать одно и то же, переигрывать одинаковые сценарии, люди просто скажут, что вот "Менты" были хорошие, а теперь - полный фуфел. И никто не будет спрашивать, из-за кого это - сценаристов, режиссеров. На экране видят нас. И все недостатки любой серии ассоциируются с нами. Плохая серия - плохие "менты".
- Говорят, "Улицы..." сейчас выезжают только за счет актеров - сценарии уже скучные, а актеры пока хорошие.
- Слава Богу, что так говорят. Иногда действительно приходится прямо на съемочной площадке самим придумывать диалоги, сцены, предлагать ходы, которые не выписаны.
Из 60 снятых серий мне нравится даже не половина. Хороших, лично для меня, штук 5. Не говорю, что остальные плохие. Нормальные серии, идут себе...
- Кто писал сценарии к последним сериям? Говорят, их сочиняет кто ни попадя, вплоть до композиторов.
- Композиторы как раз пишут нормальные сценарии. Не помню, кто делал последние, просто не знаю этих людей.
- Есть мнение, что самое интересное в "Ментах" - не сюжет, не детектив, а взаимоотношения героев, приколы и любовь. Как в мыльном сериале.
- Все это как раз и должно быть связано детективной линией. Когда человек, после того как он кого-то там грохнул, приходит домой. Приколы могут быть и в личной жизни, и в детективе, везде. В том числе наши постоянные прихваты - у кого из "ментов" в данный момент есть ствол, а ствола, оказывается, ни у кого нет... В отделении как-то рассказывали - был у них случай. За одним опером закрепилась кличка Шварценеггер, хотя он был роста метр пятьдесят, щупленький. А повелось с того, что однажды он остался один в отделении. И вдруг ему позвонили и сказали: "По проспекту Стачек едет на разборку автобус с братвой, человек 20. Принимай меры. Сейчас мимо тебя будут проезжать". Он выскочил и с испугу положил на асфальт их всех. Орал так, что ребята вышли и сказали изумленно: ну ладно, могли бы тебя грохнуть, конечно, но, раз такое дело, ляжем...
- Сами-то ходите со стволом? Есть оружие?
- Хочу "Сигму", но она у нас не продается. Из нас четверых никто с оружием не ходит.
- А что в сериале в противоречии с жизнью?
- Первая ошибка - что мы везде бегаем вчетвером. Так не бывает. Опера нам потом говорят: "Какого хрена начальник отдела Соловец шастает с вами по подворотням? Вы рабочая сила, вы сорвались, побежали. А ему-то зачем? Он должен оставаться в кабинете". А мы - всей толпой, да еще с Настей, а потом еще на место происшествия приезжает подполковник... Когда Настя как дознаватель выезжает с нами на задержание - это бред. Значит, людям неинтересно это писать. А нам должно быть интересно все это играть...
- Обижаетесь?
- А смысл? Некоторые подходят с выслугой лет в органах и говорят, что такого, как в фильме, не бывает вообще. Потом подходят другие с такой же выслугой - все один к одному. Всем не угодишь.
- Но надо стараться. "Улицы..." - народное кино.
- Это не наша заслуга. Так вышло, что мы заняли эту нишу 3 года назад. Она была свободна. "Знатоков" уже не было давно. Я не провожу никаких параллелей - сейчас другое время, другие опера. Можно говорить правду совершенно о другом. Степашин однажды сказал нам: "Ребята, если бы вы несколько лет назад это сняли, все было бы, конечно, прикрыто, в частности и мной, к сожалению".
- Какой криминал Степашин нашел в фильме?
- При желании придраться можно было много к чему. Кто еще недавно мог сказать, что мент может с кем-то спать, пить, ругаться, может быть не в форме? Само слово "мент" было ругательным. И Кивинов тяжело по судьбе выходил со всем этим наверх, цензура все прикрывала.
Разговор был в ресторане "Аустерия" (в Петропавловской крепости. - В. К.). Степашин приезжал, уже не будучи вице-премьером. Пришел Кивинов с женой, мы с Юлей. Степашин сказал: "Менты" были бы запрещены, а сейчас это невозможно, и слава Богу, я с удовольствием смотрю, и мне это нравится". Пригласил нас в органы, я сказал: "Лучше уж вы к нам". Он сказал: "Хорошо" и обещал сняться в одной из серий в роли министра.
- И все же, Алексей, даже появление звезд политики в сериале - не выход.
- Согласен. Уходит то, ради чего все, собственно, начиналось - запах, привкус оперских отделов, то, что было задано Кивиновым. Однажды нас пригласили в клуб ветеранов уголовного розыска. Подходили люди, которые по 25 лет проработали в уголовке - майоры, генералы, полковникиполковники, и говорили: "Все хорошо, все понятно, но где сюжеты? Раньше они были. Кто пишет сценарии? Пускай приходят к нам с диктофоном, мы им наговорим таких историй из жизни!" И правильно. Останется только обрастить эти истории диалогами, выдумать план города, садик, добавить любви, сосисочки на кухне пожарить, и все. Сама история будет достоверной... То же самое нам предлагает и братва.
- И как они оценивают фильм?
- Странно, но они подходят к нам постоянно. Мы говорим: "Мужики, а чего, собственно? Мы вроде как опера, против вас боремся". А они: "Не, конкретное кино!" Они просто воспринимают нас как актеров, поэтому все без обид, постоянно приглашают к себе.
- Дарили что-нибудь на память?
- Дарили. Однажды на гастролях мы были уже хорошо выпивши, отработав день, пройдя три банкета - ГУВД, ФСБ, журналисты. На четвертый банкет попали к братве в их собственный ресторан. Нас попросили подняться наверх. Там сидел молодой человек лет 25, стояли по стойке смирно официанты, охрана человек 8, сидела жена этого юноши. Сели за стол, стали беседовать. Он сильно жестикулировал, и у меня перед глазами все время что-то блестело. Я говорю: "Слушай, покажи, что такое?" Ко мне двинулась охрана - типа что за наглость? А он говорит: "А, это? Это такая "гайка", одного человека". Стали разговаривать дальше, и вдруг он снимает с пальца гайку": "Это тебе". Я посмотрел, прикинул и, хоть не специалист, говорю: "Спасибо, не возьму". - "Обидишь!" Пришлось взять.
- Серьезный предмет?
- Желтое, белое золото и довольно крупный камень. Я, естественно, это не ношу, но храню как память.
"Когда меня не убило плитой, понял: еще не время"
- А легендарный номер - исполнение песни "Позови меня с собой" просят? Как он, кстати, вообще возник?
- Очень тяжело. Эту серию снимал Виталий Аксенов. Мы долго бились против того, чтобы вообще была эта самодеятельность с песнями и плясками, потом бились против того, чтобы это было "Позови меня с собой". Потому что, во-первых, это барышня, написавшая стихотворение, с трагической судьбой, а во-вторых, это Алла Борисовна. В общем, попахивало кощунством. И сцена прошла на противлении: "Хотите? Нате!" А потом вдруг кому-то понравилось, стали раскручивать на концертах. А мне до сих пор не нравится.
- Еще про один эпизод из вашей личной жизни... Когда украли сумку, где лежали ваш крестильный крест и крестильная икона. А потом погиб ваш крестный, актер Владимир Осипчук, который все это покупал. Вы тогда сказали: "Это был первый звоночек". Кроме этого, еще звоночки были?
- Звенит постоянно. Первый звоночек был в институте, когда мы сдали сессию, долго гуляли, по дням, если не по неделям, и один раз я проснулся, а тюлевые занавески стоят вдоль потолка. Допился до белой горячки... Я сразу собрался, перестал пить и поехал на дачу к маме. Второй звоночек случился, когда меня в два часа дня на улице Моховой ударили ножом в спину. Я шел по улице, напали сзади. Попало в кость лопатки, ножик был перочинный и согнулся.
- Кто был нападавший? Вы его видели?
- Нормальный обдолбанный человек. Сильно проиграл в карты, наверное.
- Ударил и убежал?
- Нет, я ему сказал: "Брось перо!", и он бросил... вдогонку.
- И вы его не положили на асфальт?
- Нет, он сам упал... Третий звонок был, когда на меня упала плита. Я тогда работал стропальщиком второго разряда. Мы грузили в машину огромную бетонную плиту. Крановщику было лень заводить стрелу, он попросил нас качнуть плиту. Мы ее качнули. Когда плита пошла назад, сорвались крючья. Плита упала, я свалился через борт кузова на землю, под ковш гона.
- А что это такое - гон?
- Ну, такая х...я - типа бульдозера... Плита упала сверху и зацепилась за ковш. Ее край вошел в землю в 20 сантиметрах от моей головы.
- В сорочке родились.
- Просто не время было.
- Кроме случая с перочинным ножиком, вам приходилось от кого-то защищаться?
- Слава Богу, нет, обходился подвешенным языком и уходами от конфликта.
- Предпочитаете избегать схватки?
- Я ленивый, мне лень драться.
- И что, люди понимают по-человечески?
- Обычно да. Но один раз человек не понял. Он был выпивши. Дело было ночью в магазине. Я тоже был пьяненький. Он меня попытался ударить бутылкой водки. Ничего не вышло, водка разбилась, я разбил ему бровь, мы повалились, покатались. Потом разошлись. Бывают еще такие реакции: "Слышь, пойдем выпьем!" Я говорю: "Нет, братка, извини, спешу".- "Ах, ты звезда? Тебе западло со мной выпить?!" Неприятно, когда видишь, что тебя считают таким понтярщиком-звездой, задравшим нос. Обидно... Но после всех наездов и звоночков я делал выводы.
- Какие?
- Останавливался и думал: за что? О чем предупреждают?
- Вы суеверны?
- Суеверен. Но числа 13 не боюсь и черных кошек тоже. А чего боюсь... У актеров есть примета - нельзя смотреть в операторский глазок, нельзя причесываться и смотреться в объектив. Ну и в том же духе.
- Вы редко улыбаетесь, всегда сосредоточены. На самом деле так серьезно относитесь к жизни?
- На самом. Я пессимист и очень ленивый человек.
- К себе относитесь с самоиронией?
- Вообще себя серьезно не воспринимаю. И особенно то, что делаю на экране.
- Пошалить любите?
- В определенные моменты. Когда уже достаточно выпито, вытворить можно много чего.
- И что вытворяли?
- Это можно и не по пьяни... Мы с Юлей договорились, что 2000 год встретим на дереве. Выбрали дерево, принес лестницу, залезли и сидели на ветках, пили шампанское. Моей маме кто-то подарил бутылку голландского виски, мы ее прихватили и чередовали с шампанским
Потом сразу с дерева поехали на работу
- Замысел удался?
- Полностью. А перед этим в 7 вечера 31 декабря я подстригся наголо. Сделал Юле подарок.
- Говорят, если человек стрижется наголо, значит, хочет что-то изменить в своей жизни.
- Я лично таким образом отметил окончание договора с ТНТ. Вышел на вольные хлеба и решил изменить внешность. Вот это было по приколу. Зашел за подарками в магазин рядом с домом, встретил знакомого, постояли, выпили по сто коньяку, скоро Новый год, я говорю: "Давай подстрижемся". Он: "Давай". Девочку в салоне уговаривал минут 20. Она машинку занесет, потом: "Нет, не буду! Не могу! У вас такие волосы! Давайте ну хотя бы ежиком!"
Все считали, что подстригся для какой-то новой роли. А я отвечал, что готовлюсь к чемпионату мира по плаванию.
- Вы с Юлей вместе не первый год. Расписаны?
- Не расписаны и не собираемся. И прекрасно себя чувствуем.
- В свободное время с детьми часто видитесь?
- Говорю с ними часто, а вижусь редко. Хорошие дети растут, нормальные...
- Кто больше переживает, что нечасто встречаетесь - вы или они?
- Ну, Лизка постарше, она уже самостоятельная. А Митя... Я что могу, стараюсь для них сделать.
- Газеты читать любите?
- Иногда. Там, где про меня пишут.
- И как впечатления от этих материалов?
- Смотря от каких. Однажды читаю, что у меня сын в Минете. Оказывается, есть такой город - если верить тексту. А на самом деле речь шла о городе Минске.
- Значит, до книг у вас руки, очевидно, уже не доходят?
- Юля мне вслух читает. Я лежу на диване, она - рядом. Сам не могу читать - лень.
- Говорят, собираетесь снять свой фильм...
- Хочу поучаствовать в новом проекте как актер в главной роли и как человек, который найдет на это деньги. Это будет картина о человеке, который умирал от рака, знал, что он смертник, и писал письма своей жене, с которой давно не жил. Сейчас как раз пишется сценарий. Может получиться нечто совершенно иное, нежели мыльная опера. Там участвуют Юля и питерская актриса Оксана Базилевич.
- В Москву не планируете перебраться?
- Я человек ленивого питерского ритма. На болоте, среди камней, я в своей тарелке. Что-то искать, бегать, продаваться с каждым днем все больше и больше не могу. Никогда не ходил по студиям, не стучался к режиссерам. Правило такое: позвонили - пришел. Не понравилось - значит, судьба.