Алексей НИЛОВ: "Профессия настоящего опера очень похожа на актерскую"
"Наша газета". 1999. №20. 22.04.99.
Безусловно, ни одному российскому сериалу последнего десятилетия не удавалось стать столь популярным, как "Улицам разбитых фонарей" (в видеоверсии "Менты"). Что мы можем вспомнить, кроме "Знатоков" и "Места встречи изменить нельзя"? Практически ничего.
Поэтому когда на экране появилась не очень, прямо скажем, известная пятерка питерских актеров и в каждой серии стала с юмором, но достаточно правдиво, воплощать известную истину "Вор должен сидеть в тюрьме", зрители поверили им и полюбили всенародной любовью.
Сейчас, когда показано уже более тридцати серий, к актерам пришла заслуженная слава и известность, позволяющая им ездить по городам России с творческими встречами. На минувшей неделе они побывали в Кемерове.
Но поскольку рассказать сразу обо всех участниках невозможно, мы представляем первую серию нашего рассказа
"Целую, Ларин" (актер Алексей Нилов)
- Я родился в 1964 году в Ленинграде, в актерской семье. Все, конечно смотрели старый фильм "Три плюс два". Так вот роль бородатого физика Сундукова там сыграл мой отец. Как снимается кино, знал с самого детства: отец, выезжая на съемки, брал меня с собой. Но надо сказать, он был против того, чтобы я стал актером. Я, окончив школу, ходил даже на какие-то подготовительные курсы в институт легкой промышленности. Но все это было мучительно и совершенно не мое. Тогда мама посоветовала поступить в театральный. Я легко прошел два тура, а затем мне самому стало жалко потраченных сил и одновременно появился интерес к актерской професии. Так, отучившись пять лет в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино), я и стал актером.
- Как складывались ваши отношения с профессией до того, как вы стали опером Лариным?
- После окончания института в 1985 году я работал в Театре-студии-87. Затем, получив приглашение от Русского драматического театра, три года проработал в Минске. Параллельно снимался в кино. Вот недавно по телевизору показывали "Проклятие Дюран", где я играю главную положительную роль, боевик "Меченые"...Всего около двадцати фильмов, правда, большей частью - эпизоды. Затем в 1991 году, по причинам личного характера, я надолго ушел и из театра, и из кино.
- И чем же вы занимались?
- Вообще я дворник, грузчик, стропальщик второго разряда, минер-подрывник. Я в принципе нормально отношусь к любой работе. А тогда я с 92-го года работал в рекламном отделе "Русского видео", а затем начальником рекламного отдела газеты. Занимался обзвоном, предложениями, ездил по клиентам, уламывал, уговаривал. Четыре года меня учили кого-то в чем-то убеждать...
- А как же вы все-таки стали "ментом"?
- Я работал начальником рекламного отдела газеты, когда мне позвонили, сказали, что будет сниматься сериал про милицию, где предложили роль. Меня заинтересовало то, что предполагаемыми режиссерами были А. Рогожкин, В. Бортко, В. Бутурлин, Е. Татарский. Потом я спросил, кто будет моими партнерами, мне сказали, что Александр Половцев (майор Соловец), Сергей Селин (ст. лейтенант Дукалис), и это окончательно решило мой выбор. Ребят я знаю давно и хорошо, мы вместе учились, теперь вместе работаем...
- Не секрет, что прототипом вашего героя Ларина стал автор серии книг об "убойном отделе", на основе которых и выстроен сериал, бывший питерский мент Андрей Пименов (литературный псевдоним Кивинов), проработавший в милиции более десяти лет. Какие отношения у вас с вашим прототипом в жизни? Насколько вы похожи?
- Мы знакомы более трех лет и дружим. Если на съемочной площадке возникают вопросы, как себя вести в той или иной ситуации, я обязательно консультируюсь с Андреем. Ему удается почти невероятное: рассказывать смешно о том, что в действительности страшно. Поэтому несмотря на сопутствующие моему герою "кошмар" и "чернуху", Ларину удается оставаться нормальным человеком, хотя иногда это делается не благодаря закону, а вопреки ему.
- Как вы относитесь к тому, что, посмотрев сериал, молодые люди в большом количестве проявляют желание поступить в школу милиции?
- Отрицательно. Меня часто спрашивают: хочешь ли ты работать ментом? Отвечаю: нет, не хочу. Не потому, что я не уважаю эту профессию. Я знаю очень хороших оперов. Но каждый должен заниматься своим делом. На самом деле у них тяжелая работа и достаточно собачья жизнь. Поэтому такое решение можно принять только осознанно. А не под влиянием пусть правдивого, но все равно кино.
- А как к вам относятся сами милиционеры?
- Хорошо. Мы взяты под крыло ГУВД Санкт-Петербурга, а недавно сам министр Степашин премию вручил и часы. На самом деле нам ведь постоянно теперь приходится контактировать и консультироваться и с операми, и с омоном. Ездили на задержания, на огнестрельные и ножевые ранения. Теперь, по крайней мере, знаем, о чем речь. Как-то с Мишей Трухиным, он Волкова играет, даже настоящий допрос проводили. Ребята из отделения говорят: "Нам нужно с бумагами разобраться, вы допросите пока". Ну мы и сыграли в доброго и злого следователя. Короче, раскололи. Вот только подследственный был таким пьяным, что ничего не понял.
- Как вы относитесь к внезапной славе и известности?
- Конечно, как артиста меня это стимулирует. На улицах узнают, в метро. Патрульные милицейские машины останавливаются, предлагают подвезти. Но пристальное внимание публики начинает уже несколько утомлять. Ощущение такое, что за тобой все время подглядывают. Я еду со своей четырнадцатилетней дочерью в метро, на следующий день слухи по городу: "Ларин с нимфеткой гуляет!" О-па!
- Вы никогда не сравнивали работу своего экранного героя со своей собственной, актерской?
- На самом деле они очень похожи. Мы играем "оперов на земле", а это люди, которые перевоплощаются, работая то с бомжами, то с братвой, то с новорусскими коммерсантами. То есть эти люди - актеры по жизни.
- Вы используете свои обширные милицейские связи?
- Редко, когда обстоятельства вынуждают или друзья попросят. Недавно выручал одну знакомую из отделения. Пришел и говорю: "Ребята, можно я сестру заберу?" Они узнали: "Пожалуйста. Нет проблем". Освободили "сестру", я сбегал за пивом. Только сели, заваливают пятеро: "Здорово, Ларин! Ты чего в дежурке-то сидишь, пошли наверх к операм". Так что в кино - все как в реальной жизни.