Александр Капица: "Два года мы не могли пристроить наш сериал"
"МК-Бульвар". 2001. Март.
По-настоящему российские сериалы начались только с "Улицы разбитых фонарей". Это был первый крупный успех. Непревзойденным он остается и до сих пор. Поделиться своими секретами мы попросили продюсера "Улиц...", а также "Агента национальной безопасности" Александра Капицу.
- Три эфирных года ваш сериал не сходит с экрана, снято уже 80 серий. Успех в принципе понятен. Во-первых, вы были первыми. Во-вторых, прекрасные сценарии ленинградского писателя Кивинова, который долгое время работал в милиции. Но этого мало. Должна была быть какая-то фенька, изюминка, чтобы все это заиграло...
- Мы старались сделать героев, которые действовали бы не благодаря чему-то, а вопреки. Это такая российская специфика. Вопреки отсутствию зарплаты, помещений, современной техники, современного оружия - у них практически ничего нет! И самое главное - вопреки отсутствию законов. У нас законы настолько несовершенны, что не позволяют ни защитить безвинного, ни обвинить виновного.
- То есть успех был просчитан?
- Мы почти два года не могли наш сериал никуда пристроить. Начинали работать с РTP - их наш сериал не воодушевил, потом я предлагал другим каналам, и все без толку. И только благодаря Сергею Скворцову и Павлу Корчагину (они начинали делать ТНТ и СТС) наш сериал попал в эфир.
- А возможно ли вообще заранее спрогнозировать успех фильма?
- Думаю, что можно. Для этого нужно анализировать то, что показывается в эфире. Бесконечные мексиканские сериалы уже надоели. Сейчас прошло время и детективных сериалов - их уже достаточно отсняли и показали.
В данное время нужны отечественные социально-эпические драмы. Мы пробуем сейчас воплотить в жизнь такой сериал, как "Черный ворон". Время действия - от 1949 года до наших дней. Это закрученно-навороченная история двух сестер, которые никогда друг с другом не встречались, но их жизни связаны между собой. Я думаю, "Черный ворон" будет успешно смотреться.
- Я не совсем поняла, что такое "социально-эпическая драма"?
- Длинные мелодраматические сериалы, которые будут рассказывать о современниках. Для людей всегда интереснее смотреть на самих себя, чем вспоминать о прошлом. К тому же фильм должен быть понятным. Как только он становится слишком серьезным - у него падает рейтинг. Мнения критиков и зрителей в таких случаях часто не совпадают. Критики говорят о качестве съемок, о таланте режиссера, а зрители эти аспекты часто опускают.
- Александр Петрович, кроме "Улицы разбитых фонарей" вы еще продюсер "Агента национальной безопасности". Вроде бы все секреты успеха вам известны и вами освоены. Почему тогда "Агент" не такой популярный?
- Я не думаю, что "Агент" не такойпопулярный. Актер, играющий главную роль, - Михаил Пореченков - в Питере просто разрываем на части. Просто они несколько разные по жанрам. Мы как раз и добивались, чтобы они не были похожи. "Агент" - очень удобный сериал. Если бы в нашем государстве кого-нибудь заботила идеология, то они смогли бы использовать его весьма успешно. Дело в том, что мы пытаемся в "Агенте" реагировать на происходящие события. Но от заказа до выхода проходит у нас 1,5 месяца. Поэтому, если какие-то события в мире, стране происходят и нужно их отразить, мы можем выпустить через 1,5 месяца фильм на эту тему.
- Но в рейтинговой таблице "Агент" не стоит рядом с "Улицами"?
- Просто привыкли к "Улицам разбитых фонарей". По мнению тех же критиков, "Агент" более тщательно снят. Не показывайте "Улицы" - тогда все будут смотреть "Агента". "Агента" показали уже после "Улиц", если бы его показали первым, то он был бы более популярным.
- Как вы считаете, в "Улицах разбитых фонарей" полюбившиеся милиционеры реальны?
- "Улицы" - это сказочка о ментах, которых мы хотели бы видеть. На самом деле в милиции происходит совсем другое.
- Многие считают, что любой самый удачный сериал будет все равно на уровень ниже, чем неудавшийся фильм.
- Это все равно что рассуждать на тему: что лучше - балет или опера. Это разные виды искусства. Поначалу у режиссеров бытовало мнение, что экранное кино - это серьезная работа, а сериалы - это халтура. Сейчас это прошло.
- По вашему мнению, у нас сейчас на экранах засилье сериалов или их еще недостаточно?
- Я думаю, что их мало. У нас сейчас засилье различных ток-шоу и игр. Сейчас не каждый день и не каждую неделю есть серия. Идут только мексиканские сериалы, а российских крайне мало. Когда российским удастся вытеснить все остальные - вот тогда-то и будет их достаточно.
- Значит, зрителя перекормить еериалами нельзя?
- Зрителя перекормить сериалами нельзя точно так же, как и перекормить книгами.
- Но вот я, как зритель, включаю какой-нибудь канал, а там - сериал, переключаю на другой - сериал, переключаю дальше, а там то же самое. Это же может тоже надоесть.
- Я думаю, что такого не бывает. Все равно найдете свое. Но если вы включаете телевизор, а там - "Угадай мелодию", на другом канале - "Поле чудес", на третьем - "Русское лото", на следующих - еще какая-то фигня. В таком случае, вы выключаете ТВ и берете книгу. А если полно сериалов - то это еще ничего. Переели сегодня - на следующий день все равно захочется.
- По вашему мнению, сколько нужно выпускать серий в год у нас?
- Порядка 600 серий в год. Тогда ТВ будет хоть как-то заполнено российскими сериалами.
- Должны ли быть у нас сериальные актеры, режиссеры, сценаристы?
- Специальных "сериальных" актеров может и не быть, а режиссеры и сценаристы такие нужны в сериальной работе, так как она отличается от ки-ношной. Так, по тому же "Ворону" сценаристы пишут сценарии за неделю. Я думаю, что постепенно коллектив сериальных сценаристов и режиссеров у нас образуется. К этому нужно стремиться, так как профессионалы должны быть везде.
- Число сериалов в будущем будет сокращаться или увеличиваться?
- Увеличиваться. А вообще хотелось бы создавать такие сериалы, которые смотрели бы и на Западе. В нашей стране жизнь многогранна, здесь происходят самые невероятные вещи. Я думаю, хороший сериал о российской жизни может быть востребован и на Западе. Если кто-то сделает такой сериал - вот это будет самая настоящая удача.